В главе «Сарафанное радио» я честно признался, что всегда всем рекомендовал вести базу клиентов, но при этом сам её никогда не вёл.
Поначалу клиентов было так мало, что не было смысла заводить для них какую-то базу. Я и так всех помнил поимённо.
Затем их становилось всё больше и больше, но мне не нужно было помнить о ранних клиентах. Достаточно было взаимодействовать с последними десятью-пятнадцатью, чтобы постоянно быть в работе.
После того, как я рассказал об этом в главе, мне стало стыдно и я решил исправиться. С тех пор я завожу базы клиентов для любой коммерческой деятельности.
У меня есть база клиентов на проектирование, на создание одностраничных сайтов, на размещение рекламы в этом телеграм-канале. Базы эти я веду в эксель-табличках в гугле. Они состоят из простого и понятного набора столбцов:
— Дата обращения
— Имя
— Контактные данные
— Набор специфических полей, связанных с типом услуги (например для покупателей рекламы есть поля «что рекламирует» и «даты публикации», а для клиентов на проектирование «проект» и «источник»)
— Статус (помимо самого статуса я добавляю фразу «задал вопрос» или «затормозил диалог», чтобы понимать, «на чьей стороне мяч»)
— Результат
— Комментарий
Ведение баз клиентов оказалось очень весёлым и интересным занятием. Теперь я вижу, насколько сильно ошибался в оценке количества обращений за своими услугами. Их гораздо больше, чем кажется. Если раньше я сразу забывал о потенциальных клиентах, которые по каким-то причинам «отвалились», то теперь они тоже есть в табличках, и я при желании могу попытаться возобновить с ними диалоги.
Думаю, что пройдёт ещё лет десять — и я перейду с эксель-табличек в какие-нибудь настоящие CRM-системы. А ведь всегда считал себя организованным человеком! Удивительно.