На первых переговорах с каждым новым потенциальным клиентом я, помимо прочего, обязательно узнаю две вещи:
- Откуда клиент узнал обо мне?
Ответ на этот вопрос позволяет анализировать источники заказов и управлять ими, усиливая те, которые приносят проекты пожирнее и поинтереснее, и прикрывая те, которые приносят проблемных клиентов.
Я мог бы задавать этот вопрос и на более поздних этапах, когда мы с клиентом уже работаем, но, во-первых, это было бы не так органично, а, во-вторых, из-за подобного промедления я мог бы работать на менее выгодных условиях со следующим входящим.
- Разрешит ли клиент опубликовать результат работы в моём портфолио и на каких условиях?
Поначалу я вообще не задумывался над этим. Особенно когда у меня не было публичного портфолио. Но с годами, когда я начал демонстрировать результаты своего труда широкому кругу людей, понял, что каждая такая работа увеличивает шанс появления новых клиентов.
С этого момента мне стало выгоднее работать с теми клиентами, которые сразу были не против размещения своих проектов в моём в портфолио. А тем, кто отказывался, я мог аргументированно повысить цену. Но чтобы это сделать, необходимо было заранее, ещё на первых переговорах, поинтересоваться их отношением к этому вопросу.