Как я писал «Книгу нормального фрилансера»


В этой публикации хочу рассказать о том, как я пришёл к идее книги, как писал её, как и где публиковал и что планирую делать дальше.

Сначала два слова обо мне для тех, кто видит меня впервые. Егор Камелев. Проектирую интерфейсы с 2006 года (если что, это не моё достоинство, а показатель того, что я рос вместе с рынком и не сталкивался с проблемами современных новичков). Делаю интерактивные прототипы в Axure и сопровождаю их подробными функциональными спецификациями. Создал Проекторат, питерское бюро проектирования интерфейсов. Был какое-то время монополистом на рынке обучающих материалов по работе в Axure.

Почему решил написать книгу. Я в 2018-м решил перебираться с фрилансерской работы на работу над своими проектами, в частности над генератором посадочных страниц lp151. И книга должна была стать некой чертой под моим более чем десятилетним опытом фриланса. В 2019-м я поговорил со старым знакомым, который задал мне ряд вопросов о работе на себя. И по этим вопросам я понял, что трудности его ждут не там, где он их ожидает, а там, где он даже не знает, что спрашивать. Так я окончательно решил, что книга будет не только подытоживать мою фрилансерскую карьеру, но и поможет другим людям с ответами на незаданные вопросы.

Примерно в то же время родилась и миссия книги: объединить вокруг неё людей, которые поддерживают мои подходы к работе на фрилансе: ответственность, прозрачность, заботу о себе и других, здоровое общение и так далее. Эти подходы могут объединить не только фрилансеров, но и клиентов, которые ценят и поддерживают здоровую атмосферу и высокий уровень сервиса.

Как я её писал. И вот буквально сразу после того разговора я сел за написание книги. Набросал структуру и приступил к первой главе. Дело спорилось быстро, и за несколько месяцев половина была уже готова. Прочитав то, что получилось, я ужаснулся. Написано было так, словно я знаю всё обо всём и мои советы универсальны и правдивы для любой ситуации. Хотя я не читал десятков чужих книг о фрилансе и не изучал тысячи фрилансерских судеб, чтобы иметь право так высказываться.

Я понял, что нужно всё переписывать. И рассказывать не о том, как «надо» делать, а о том, что сделал я сам. А также объяснить, почему я это сделал, в каких был условиях, какие получил результаты и к каким пришёл выводам. Получается, что в новом формате я бы делился своей историей, а не учил других жить.

Переписывать страшно не хотелось, поэтому несколько месяцев ушло на то, чтобы приступить к следующей главе, но уже в новом формате. А старые я лениво переписывал параллельно с новыми.

Ещё мне отдельно пришлось избавляться от эйджизма в книге (это дискриминация по возрасту). В первой версии я часто намекал на то, что «часики тикают», что ближе к пенсии остаётся меньше сил и энергии, а также что ближе к студенчеству тебя менее охотно слушают, чем ближе к тридцатнику. Пришлось все эти вещи заменять на «у некоторых людей может быть меньше сил и энергии, чем у других» и «по многим признакам можно отличить человека опытного от неопытного» и так далее и тому подобное.

Даже некоторые «вредные советы» пришлось переписывать под гендерно-нейтральные. Так чтобы при прочтении непонятно было, к мальчикам я обращаюсь или к девочкам. Кстати, сами вредные советы я решил внедрить для того, чтобы книга как-то выделялась среди других подобных книг на рынке. А ещё для того, чтобы можно было их использовать для продвижения. В будущем я планирую сделать карточки: картинка плюс «вредный совет» и пустить их по сети. Вдруг завирусятся? Вот, например, вредный совет к главе про заведение юрлица:

Юрлицо тебе не нужно! Это сложно и опасно!
Мир не любит бизнесменов и желает им вреда.
Лучше ты без договоров и счетов на номер карты
Переводом от клиента попроси свой миллион.

После того, как я переписал книгу, а также дописал недостающие главы, столкнулся с новой проблемой. Редактировать получившийся результат было сложно и долго. Эта работа растянулась больше, чем на два года.

И часто возникали ситуации, когда доводишь какой-то текст до конца, всем доволен, но понимаешь, что в процессе работы появились мысли ещё на пару новых глав. Например, одна из самых сложных и интересных — про оценку труда. После её написания, я понял, что слишком мало рассказал о разнице между почасовой и попроектной оценке и что для этого нужна ещё одна глава.

В 2022-м я решил, что остановлюсь на том объёме, который осилю к концу года. А все недостающие вещи включу уже в новые версии книги. Так и произошло.

Как и где публиковал. С самого начала друзья твердили мне: «Отправь то, что есть, в издательство. Пишешь нормально, инфа полезная, пускай посмотрят и выдадут свой вердикт, а дальше уже посмотришь сам». А я не соглашался. Хотел сначала довести работу до конца, а уже затем думать, что с ней делать.

В какой-то момент я составил для себя план действий и придерживался его:

  1. Работать над книгой, пока не доведу её до конца, и не сдаваться;
  2. Публиковать получившиеся главы в открытом доступе как у себя на сайте, так и на любых других площадках, чтобы привлекать к книге дополнительное внимание;
  3. Дописать книгу до какого-то логического завершения и отредактировать её;
  4. Выставить книгу целиком в открытом доступе для чтения онлайн;
  5. Выставить книгу на продажу в виде скачиваемых файлов;

    Это то, что я уже сделал. Но на этом план не заканчивается.
  6. Опубликовать книгу на Литресе;
  7. Записать аудиоверсию книги в собственном исполнении;
  8. Отправить рукопись в какое-нибудь издательство (или несколько) и посмотреть, что будет;
  9. Опубликовать книгу в бумажном виде;
  10. Перевести её на английский язык.

Я уже заходил на Литрес, но увидел, что для выгодной публикации мне необходимо выполнить несколько условий. Одно из них — книга объёмом от 300 000 символов. Угадайте, сколько символов у меня? 298 000. Так что к Литресу я вернусь через месяцок, когда доукомплектую книгу ещё одной главой.

Над аудиоверсией уже работаю. Пока экспериментирую и создаю условия для того, чтобы можно было заниматься этим регулярно и без серьёзных усилий с моей стороны. Думал заморочиться с видеоформатом, но всё идёт к тому, что это будет просто качественный звук со статичной картинкой на фоне.

Совершенно случайно я уже отправил рукопись в издательство АСТ, но меня терзают смутные сомнения. Какое издательство захочет браться за книгу, которая уже выложена в бесплатном доступе, а также продаётся автором напрямую? Ну да посмотрим.

Возможно, в бумажном виде придётся публиковать самому за свой счёт. Для галочки. Желающих купить много, однако так же много было и желающих приобрести электронную версию. И где они теперь, когда эта версия уже готова и продаётся? 🙂

Коммерческая составляющая. Я не делаю ставку на саму книгу и заработок с её продаж. Будет круто, конечно, если её купят десятки тысяч читателей, но вероятность этого очень мала. А вот комьюнити, которое собирается вокруг неё, мне очень интересно.

Каждый, кто подписывается на тг-канал книги, не только получает постоянный поток информации, полезной для фрилансеров, но и оплачивает мои труды своим постоянным присутствием.

Мне нравится модель, когда я даю аудитории всё бесплатно, а деньги предоставляют рекламодатели, покупающие внимание этой аудитории.

Ну и инфопродукты. Тут та же схема: вся теория бесплатно в открытом доступе. И возможность заплатить за практику и обратную связь. Потенциальные темы: «Как писать клиентам, чтобы они не отваливались», «Как сделать закреп в соцсеточках, чтобы что-то продавать», «Структура переговоров», «Решение конфликтных ситуаций» и так далее. Вы уже наверняка видели некоторые мои ролики из прошлого, на тему проектирования интерфейсов. У них очень хорошие показатели и отзывы. Вот, например, про проектирование навигации. Или целый курс про проектирование регистрации.

Я надеюсь, что комьюнити также усилит мои продажи посадочных страниц, интерактивных прототипов и обучающих материалов по проектированию.

Эндгейм может быть в создании площадки для фрилансеров и их клиентов, поддерживающих ценности, декларируемые книгой. С каким-нибудь жёстким отбором. Например, только юрлица, согласившиеся с определёнными требованиями (к договорам, оплатам, способам ведения дел). Чтобы все знали, что на «площадку нормальных фрилансеров» могут попасть только нормальные фрилансеры. И нормальные клиенты.

Эх, планы, фантазии! А пока продолжаю работать. Всем удачи!


Один комментарий на «“Как я писал «Книгу нормального фрилансера»”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *