Мне не обязательно встречаться с клиентами лично, чтобы оказывать им услуги. Почти всё происходит удалённо. А общение онлайн.
Поначалу я даже не задумывался о том, что в России 11 часовых поясов. И уж тем более не думал о том, что клиент может быть из другого региона. Причём он может как постоянно жить в другом регионе, так и проживать там во время своего отпуска или командировки.
Я мог назначить переговоры на 14:00 и, проснувшись к этому времени (да, фрилансеры иногда спят, когда другие работают), с удивлением обнаружить пропущенные звонки и сообщения от клиента из другого часового пояса, который пытался дозвониться до меня, пока я спал.
После пары переговоров, не состоявшихся из-за того, что мы не согласовали часовые пояса, я завёл две привычки:
- Во время знакомства узнавать, в каком регионе живёт собеседник;
- Указывать часы созвонов с пометкой Мск (московское время). Например: 16:00 Мск.
При работе с зарубежными клиентами я сначала указываю время с припиской UTC +3, а затем просто использую их локальное время для удобства (это к вопросу о сервисе).