Об универсальных советах


Сложно давать универсальные советы по работе на фрилансе. Всегда будет какой-то контекст.

Например, я рекомендую «брать 100% предоплату при предоставлении сложных услуг». Но эта рекомендация — она из моего личного опыта. Она подойдёт для проектирования интерфейсов на фрилансе. И именно по той методологии, которой пользуюсь я сам. А вот человеку, который, например, ремонтирует технику, этот совет покажется странным. Потому что у него есть «залог» в виде этой самой техники, и клиент никак не «кинет» такого фрилансера на деньги. И парикмахер, который оказывает услугу на дому, тоже может не беспокоиться насчёт предоплаты. Потому что человек, с которым он работает, находится прямо перед ним и никуда не денется.

Тогда можно было бы переформулировать рекомендацию так: «Брать предоплату, которая гарантирует, что клиент никак не сможет «кинуть» на деньги». Но такой совет не подойдёт человеку, который одновременно работает сразу с несколькими клиентами и закладывает риск обмана в оценку. Кинет один клиент — не беда. Эти расходы уже заложены в стоимость работы с другими. И может статься, что клиентов вокруг так много именно потому что этот фрилансер берёт гораздо меньшую предоплату.

Опять же. Я, работая без предоплаты, нервничал, беспокоился, что что-то может пойти не так, и я напрасно трачу своё время. И из-за этого чуть хуже работал. А ведь есть люди, которые совершенно не волнуются по этому поводу, и эффективность их работы не падает. И им мой совет может показаться странным, если не объяснять контекста.

Я понял это, когда написал уже половину книги по работе на фрилансе. Пришлось остановиться, погрустить какое-то время и переписывать заново. Ведь первая версия текста носила рекомендательный, наставнический характер. Я рассказывал, что фрилансеру следует делать, чтобы у него всё получалось. Во второй версии я уже не беру на себя такой смелости и просто делюсь опытом и выводами.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *