Коммерческое предложение клиенту (КП) — это предложение продавца покупателю в рамках сложных продаж, то есть таких, когда решение принимается не только на основе одной цены.
А что, кроме цены, может повлиять на решение покупателя?
— Информация о том, как и когда платить;
— Сколько по времени займёт работа;
— Что получится в результате работы;
— Что требуется для выполнения работы, помимо денег.
КП можно озвучить голосом, отправить в виде сообщения или документа. Часто можно встретить КП в виде презентации.
Вот вещи, которые обычно раздражают клиентов, получающих КП:
— Указаны цены на этапы работ, но при этом не названа итоговая стоимость;
— В КП не описан состав работ (либо описан слишком скудно), поэтому непонятно, понял ли исполнитель задачу и то ли он оценивал;
— Не указан способ и порядок оплаты, придётся выяснять это у исполнителя;
— Сроки указаны в рабочих днях накануне длинных выходных и праздников — и попробуй посчитай, когда реально будет сдана работа;
— Не указано, какие артефакты с результатами работ клиент получит на руки;
— Плохое форматирование документа с КП. То же касается корявых сообщений сплошным текстом. Или сумбурных формулировок при сообщении КП голосом.
Хорошо подготовленное КП можно брать целиком и использовать в качестве приложения к рамочному договору.