О ценности


Время — самый ценный ресурс. Он ограничен и с каждой секундой его становится всё меньше. Путь «чтобы зарабатывать вдвое больше — нужно работать вдвое больше» приведёт в никуда. Потому что один человек за 8 часов заработает 10 000 рублей, а другой — 100 000 рублей. Чтобы первому догнать второго, ему нужно работать 80 часов в день, а это невозможно.

Хорошая идея — это придумать, как увеличить ценность своих 8 часов. Я сам стараюсь двигаться в трёх направлениях.

Первое — это учиться делать что-то, что может делать очень небольшое количество людей в этом мире. При этом не обязательно обладать каким-то уникальным и сложным навыком. Достаточно одновременно предоставлять сразу несколько. И каждый новый навык в копилке уменьшает количество людей, способных с тобой конкурировать.

— Стать UX-дизайнером
— Сдавать работу исключительно в срок
— Уметь формулировать ТЗ за заказчика
— Работать с несколькими языками
— Работать с узкоспециализированными системами
— Предоставлять высокий уровень сервиса
— Помогать с организацией работы в команде
— Работать официально и прозрачно

Много людей смогут поставить галочку напротив одного пункта. Меньше — напротив двух. И так далее. Тех, кто обладает сразу всеми перечисленными навыками, — единицы. Поэтому ценность их работы значительно выше, чем у остальных.

Здесь важна ремарка. Все эти ценные навыки должны быть востребованы окружающими людьми, причём платежеспособными. И это отдельная задача — понять, на какие из них делать ставку и тратить своё время.

Например, самый редкий навык, которым я обладал (на сегодня он уже изрядно ослаб) — это работа переводчиком в связке русский-китайский-английский на тему кораблестроения (как синхронистом, так и переводчиком документов, в основном, рекламактов). Я какое-то время проработал на Северную Верфь в команде гарантийных специалистов, обслуживающих корабли, которые мы продали Китаю. О своей 14-месячной командировке на один из китайских островов я упоминаю в книге.

И вот несмотря на то, что этим навыком обладают всего несколько человек в мире, он всё же не позволит мне заработать больше, чем на проектировании интерфейсов.

Второе — это делать что-то, что не обязательно обладает высокой ценностью, но может тиражироваться. Например, книга. Цена одного экземпляра не позволит автору прокормить семью. Но если её купят десятки тысяч человек, то это уже вполне достойная оплата.

Так я продавал обучающие материалы по проектированию интерфейсов, лицензии на фотографии, футболки со своими принтами (правда, принты были на самом деле не мои; если интересно, могу поделиться отдельной историей на эту тему). Ещё я сделал конструктор одностраничных сайтов с абонентской платой за хостинг. Сюда же можно отнести и рекламу в этом канале. Создание полезного контента и привлечение аудитории позволит со временем получать за эти трудозатраты больше, чем я заработал бы в роли наёмного копирайтера.

Третье — это делать что-то, что позволит узнать обо мне как можно большему числу людей. Известность автоматически повышает ценность взаимодействия. Если честно, у меня пока не очень хорошо получается. Думаю, что имя Егора Камелева хорошо знакомо не более, чем 10-15 тысячам человек. Но это уже тоже какой-никакой результат.

Разумеется знаний об этих трёх направлениях будет недостаточно, чтобы начать зарабатывать больше. Многие навыки, на которые делаешь ставку, со временем оказываются невостребованными. А когда создаёшь что-то для тиражирования — внезапно сталкиваешься с проблемой непонимания, а как это, собственно, тиражировать. Чем больше обжигаешься о такие откровения, тем больше ценного опыта получаешь. И есть люди, которых такой опыт просто добивает. А есть такие, которые, упав, поднимаются и двигаются дальше, став чуточку умнее. И я не уверен, что существует какой-то способ превратить одних в других.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *