Почему клиенты не должны уметь писать ТЗ


В качестве примера возьму копирайтера на фрилансе, но вместо этой профессии легко можно подставить и другую.

К копирайтеру приходит потенциальный клиент и просит написать статью. Фрилансер сразу просит выслать ему ТЗ. Заказчик не особо представляет, как такое ТЗ оформляется, но проявляет самостоятельность, что-то где-то гуглит и присылает документ. В документе там что-то как-то объяснено, в том числе и про проверку текста в каких-то сервисах (типа главреда), и про ядро ключевых слов. Клиенту эти штуки на самом деле не нужны, просто он где-то в Интернетах прочитал и решил, что это важно. Кстати, там же он может что-то прочитать и про оплату за 1 000 знаков и вернуться уже с несколько другим настроем.

Копирайтер кряхтит, выполняет работу, получает миллион правок, с горем пополам сдаёт задачу, а после рассказывает окружающим о том, что клиент пришёл с плохим ТЗ (а сначала так и вовсе заявился без ТЗ). Клиент остался недоволен. Его заставили попотеть, а результат похож не на то, что он себе представлял до начала работ.

В чём здесь противоречие? В том, что копирайтер хочет получить техническое задание от клиента, который не умеет и не должен уметь его составлять. Если хочется комфортных условий, когда суть работы разложена по полочкам и клиент точно знает, чего он хочет, имеет смысл идти к более крутому копирайтеру, который будет использовать такого фрилансера как помощника. Или устраиваться на работу, где задания на статьи будет ставить редактор или другой вышестоящий сотрудник.

Как можно было бы поступить? Отнестись к клиенту, как к человеку, который ничегошеньки не смыслит в том, что заказывает. Поговорить с ним голосом полчаса, узнать, зачем ему статья, и посмотреть на примеры статей, на которые он ориентировался. Во время человеческого разговора задать все вопросы, необходимые для составления ТЗ, — и составить его за клиента. Можно вообще не использовать слова «ТЗ», а все тезисы сформировать в короткий список и скинуть их в письме или сообщении в мессенджере с вопросом: «Я правильно понимаю задачу?».

Кстати, во время разговора голосом можно спросить клиента что-то вроде: «А чего вы именно сейчас решили взяться за эту задачу?». И клиент ответит, например: «Да вот расхожусь с партнёром, решил поднять новое направление, а с текстами не заладилось. Обратился к паре копирайтеров, а они мне все предлагают опубликоваться на виси. А я думал свой сайт замутить и статьи туда выкладывать регулярно, чтобы со временем они индексировались». Как думаете, какова вероятность того, что подобные слова прозвучат в заполненном ТЗ от клиента?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *