Почему важно искать клиентов даже тогда, когда работы и так полно?


Моей самой большой ошибкой в начале фрилансерского пути было не искать новых клиентов, когда работы уже и так достаточно. Как это обычно происходило? Я прикладываю большие усилия, чтобы найти новый заказ: общаюсь с людьми, пишу статьи, участвую в сообществах, спрашиваю у старых клиентов, как дела. Усилия эти приводят к успеху: в работу приходит проект, а иногда и несколько. Я «раскидываю» их по календарю и приступаю к исполнению. Всё, в этот момент я прекращаю любую деятельность по поиску новых клиентов и возвращаюсь к ней только тогда, когда всё будет выполнено, а мне опять нужна работа и деньги. Этот период был периодом медленного и уверенного роста. Как количества клиентов, так и стоимости моих услуг, т.к. иногда я с перепугу генерировал больше заказов, чем мог взять на себя, и уже выбирал, с кем хочу работать, периодически повышая цены.

В середине фрилансерского пути клиентов в моей базе накопилось уже достаточно, чтобы новые задачи приходили с такой периодичностью, что не нужно искать новых. Я постоянно работал и зарабатывал стабильно. Но это был период стагнации. Рост остановился. И так я работал до тех пор, пока не почувствовал, что зарабатываю-то столько же, сколько и год назад, а вот вещи вокруг меня всё дорожают и дорожают. База клиентов не становится больше: кто-то приходит по рекомендациям, а кто-то меняет отрасль и больше не нуждается в моих услугах.

И тогда я решил разделить своё рабочее время на две равных части. Половину времени тратил на продвижение своих услуг и поиск новых клиентов. А вторую — непосредственно на работу. Такой подход снова создал ситуацию, когда заказов становилось больше, чем я мог справиться в одиночку. И позволил повышать цены и выбирать, с кем мне интереснее работать. Помимо прочего, такое положение дел заставило задуматься о передаче некоторых заказов знакомым проектировщикам, но на практике такие передачи происходили не более десяти раз за последние несколько лет. Стагнация закончилась, и начался самый активный рост за всю мою фрилансерскую карьеру. Сегодня я бы точно не стал беспокоиться насчёт того, что заказов станет слишком уж много. Да и с какой проблемой лучше столкнуться: с отсутствием работы или с её избытком? Как второе вообще можно назвать проблемой?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *