Чем отличается UX/UI-дизайнер от продуктового дизайнера: разница в обязанностях и ролях


«Чем отличается UX/UI-дизайнер от продуктового дизайнера?»

Такой вопрос задала студентка ИТМО на встрече «Продуктовая команда: взгляд изнутри», на которой я «мимо проходил».

На вопрос отвечали эксперты из продуктовых команд. МТС-линк, Яндекс.Маркет и тому подобных. Ответы были более-менее похожими:

«UX/UI-дизайнер нарисовал интерфейс — и взялся за следующий. А продуктовый дизайнер сидит в продукте и рисует интерфейсы только для него. Видит на практике результаты своей работы и постоянно что-то улучшает».

Я сидел в уголке и молчаливо был совершенно не согласен с такой формулировкой.

Я бы студентке ответил так:

Есть короткий ответ на ваш вопрос, но послушайте предысторию. В начале двухтысячных, когда проекты были попроще, команды обычно состояли из следующих участников: менеджера проекта, дизайнера, верстальщика и программиста. Иногда появлялись эксперты по seo-оптимизации. Ещё реже — кто-то, связанный с копирайтингом (хотя их чаще называли контент-менеджерами).

Первичное проектирование и постановку задачи брали на себя менеджер проекта и дизайнер. Активное участие в этом принимали клиенты или инвесторы.

Шли годы. Появилась профессия проектировщика. Он снял бремя проектирования с менеджера и отчасти с дизайнера.

Затем дизайнеры стали превращаться в UI-дизайнеров и UX-дизайнеров. А проектировщики — в UX/UI-дизайнеров и системных аналитиков.

Затем дробление продолжилось и стали появляться всё новые и новые названия профессий, производных от перечисленных в начале. Технические писатели, UX-райтеры, веб-дизайнеры, деление на джунов, мидлов и синьоров, арт-директоров и лидов ну и, наконец, продуктовых дизайнеров.

При этом профстандарт был всю дорогу один: 06.025 — специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов.

А все вот эти новые и модные названия каждая команда использовала, как хотела. И эта ситуация так и продолжается по сей день.

А теперь ответ: UX/UI-дизайнер отличается от продуктового дизайнера набором должностных инструкций в конкретной команде. Если вы были продуктовым дизайнером в одной команде, то, возможно, в другой точно такой же набор обязанностей исполняет UI-дизайнер. Или веб-дизайнер. Или UX/UI. И, наоборот, если вы были джуном UI-дизайнером, то в новой команде вы можете внезапно оказаться достаточно компетентным для должности синьора продуктового дизайнера.

Так что студентам, думающим о том, как строить карьеру в должности с экзотическим названием, я бы рекомендовал изучить набор компетенций, необходимых для работы в конкретной компании мечты. А ещё полезно посмотреть на требования к роли в десяти разных компаниях и обратить внимание на пересекающиеся. Но всё-таки не слишком сильно рассчитывать на такой набор. Возможно, через пару лет появятся уже новые названия и новые роли для того же самого.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *