Эффективное проектирование: Как правильно выявить главного клиента и учесть потребности пользователей


Приходит клиент на проектирование интерфейсов. Менеджер проекта. Хочет новую версию старого сайта. Договариваюсь с ним обо всём, делаю КП, приступаю к работе. Но на самом деле он не мой клиент. Мой клиент — это руководитель менеджера, и о нём я даже не подозревал. Руководителю важно получить именно такой проект, о котором он мечтает. И если я не выяснил этого до начала работ, то придётся переделывать значительную часть, когда руководитель появится и начнёт транслировать своё видение.

Приходит другой клиент на проектирование. В этот раз — собственник, лицо принимающее решения (ЛПР). У него есть своё видение — и я его реализую в прототипе. Но на самом деле он не мой клиент. Мой клиент — это технический директор, к советам которого собственник очень внимательно прислушивается. Техдир приходит ближе к концу работы и выдаёт такой ворох обратной связи, что руки опускаются. Но делать нечего — правим, сдаём работу и становимся умнее.

Делаю собственный проект. И я сам себе клиент. Реализую собственное видение, прошу разрабов воплотить его в жизнь. Но на самом деле я не клиент. Клиент — это пользователь проекта, который платит мне деньги за его использование. И его не особо волнует моё видение. У него есть набор задач, в решении которых мой проект должен ему помочь. И его задачи не очень похожи на те, на которые я сам изначально ориентировался. И если я узнаю о них, когда проект уже готов, то переделывать придётся не проектирование, а весь проект.

Что делать, чтобы не попадать в такие истории?

  1. Узнать, кто принимает финальное решение по проекту. Кто главный. Это не всегда тот, кто платит деньги. И не всегда тот, кто «отвечает за результат головой»;
  2. Даже если с главным определились, не полениться и пообщаться с конечными пользователями будущего проекта, для которых мы его и разрабатываем. Да, клиент может сам знать, что ему нужно. Да, он может не соглашаться с теми выводами, которые я получу, изучив потребности конечных пользователей. Но если хотя бы часть этих знаний будет применена в работе, у проекта будет больше шансов на выживание.

Что на самом деле делать, чтобы не попадать в такие истории?

  1. Самому выступить клиентом на свою услугу. Если это проектирование — заказать проектирование у фрилансера или компании. Даже если это будет крошечный проект, который уйдёт в стол. Опыт работы с исполнителем в роли клиента — бесценен. После этого уже никогда не будешь смотреть на собственную услугу теми же глазами;
  2. Самому сделать проект для себя. Даже если он крошечный и состоит из двух-трёх функций. Отталкиваться от собственного видения. Считать, что оно поможет людям и будет востребовано. После реализации сделать три продажи из тысячи запланированных и глубоко разочароваться в собственном видении. Начать учиться ориентироваться на видение своей целевой аудитории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *