В комментариях к прошлому посту появился замечательный вопрос.
«Было бы интересно узнавать, как оценить свой результат работы. Будут ли пользователи работать с готовым интерфейсом так, как это у себя представлял в голове дизайнер, как выявлять слабые места решения задачи. Часто бывало так, что даже на собранном прототипе выглядело и работало без намёков на какие-то жёсткие косяки, а на проде все слабые места вылезали тут как тут».
Вопрос про интерфейсы и я отвечу за себя и именно про интерфейсы. Однако тематика универсальна. То же самое происходит и с текстами у копирайтеров, и с иллюстрациями у иллюстраторов, и с кодом у разработчиков.
Я сам оцениваю свой результат работы так: если клиенту понравилось и он с удовольствием платит мне деньги — значит это замечательный результат. Если клиент недоволен, значит и результат не очень.
Пользователи, которые будут непосредственно взаимодействовать с моим результатом, — не мои клиенты. Они увидят мой результат значительно позже того, как я закрою выполненные работы актом и получу за них оплату.
Пользователи будут моими клиентами только в том случае, когда я причастен к получению дохода от их взаимодействия с моим результатом труда. Например, когда я сам владелец разрабатываемого продукта. Или когда у меня есть доля от него.
Итак, когда пользователи увидят результат, они могут дать по нему прямую или косвенную обратную связь. А могут и не дать. Если дадут — у клиента впервые появится объективная обратная связь по результату моей работы.
Если я в своё время сделал клиента довольным, он, скорее всего, обратится ко мне и передаст эту обратную связь от конечных пользователей. Потому что ему приятно со мной работать и он готов продолжать улучшать получившийся результат.
Если же я не сделал клиента довольным, то, получив обратную связь от конечных пользователей, он предпочтёт ко мне не обращаться, чтобы не испытывать больше негативных эмоций.
Возвращаюсь к первоначальному вопросу. Объективно оценить результат своей работы можно только с помощью объективных показателей: циферок по конверсии, вовлечённости, отказам и так далее. Узнать эти показатели можно только на работающем проекте. А чтобы на этапе работающего проекта иметь возможность поучаствовать в его дальнейшем развитии, стоит сохранять хорошие отношения с тем человеком, который нас к этому проекту допустил в самом начале.
Когда я видел результат своей работы на проде (так называют запущенный и открытый для внешних пользователей проект), то находил там косяки и в самом начале карьеры, и уже когда стал специалистом. В этом нет ничего плохого. Ценность моей услуги не в том, чтобы идеально сделать всё с первого раза. А в том, чтобы сделать в обозначенное время и с тем уровнем качества, который удовлетворит клиента.
Напоследок могу на лету дать несколько универсальных советов, которые позволят уменьшить количество недоразумений на проде:
— Не использовать выдуманный контент. Если это текст — писать так, как будет на самом деле. Если фотография — вставлять ту, которая точно будет у клиента. Если какой-то информации нет — поднимать этот вопрос отдельно (потому что, возможно, эту информацию невозможно будет достать в принципе и её так и не окажется в проекте);
— Прорабатывать «крайние» и «тупиковые» сценарии. Из серии: «А что будет, если пользователь закроет вкладку браузера на этом шаге, а затем снова вернётся к сайту через неделю?» или «Какой текст показывать после того, как заявка успешно отправлена?»;
— Проверять сценарии на реалистичность. Иногда во время проектирования начинаешь прорабатывать какой-то сложный и интересный сценарий, а потом оказывается, что он возможен для одного случая из тысячи. И ради этого не нужно ничего придумывать, лучше просто забить.