Только что, за три минуты до встречи, назначенной на 22:00, мне позвонили и «предупредили», что задерживаются и будем встречаться в 23:00
По этому поводу хочу напомнить несколько тезисов касательно любых опозданий:
— За любое опоздание необходимо извиняться. Да, это всегда неприятно. Ты и так в дурацком положении, когда подвёл человека, и жалеешь себя по этому поводу. Поэтому извиниться тяжелее. Из-за эмоций. Когда никаких эмоций нет — извиниться не составит никакого труда. Кстати, в школе нас учили, что «извиняюсь» — это когда ты сам себя извиняешь. А «извини», «прости», «прошу прощения» и тому подобные обороты — это уже человеческая просьба. Правильное извинение здорово обезвреживает эмоциональную бомбу. «Слушай, мне очень жаль, что я так тебя подвожу, мне нет никаких оправданий, я спешу как могу, прости меня, пожалуйста!» На как можно ответить что-нибудь озлобленное на такой перл?
— Предупреждать об опоздании необходимо в тот момент, когда появляется риск опоздания. Например, сегодня мне позвонили из Всеволожска, от которого по пробкам ехать до места встречи около часа. А значит риск опоздания возник ещё за час до звонка. В подобном случае ситуация превращается в «он знал, что опоздает, но решил меня об этом не предупреждать»
— Любое опоздание — это нарушение «договора». После того, как время встречи наступило, если кого-то из участников нет на месте, договор считается невыполненным. И в этот момент необходимо «заключать новый договор». Если опаздывающий не предупредил об опоздании заранее, можно смело уходить с места встречи. А если предупредил — нужно согласовать условия у следующего «договора». Сегодня договор про 22:00 превратился в тыкву, а про 23:00 обрёл силу. Помните, что надёжность каждого последующего подобного договора будет падать в глазах пунктуального участника. У меня в вузе было классическое негласное понятие «академического» опоздания на 15 минут. Если преподаватель не появлялся в течение этого времени, можно было уходить с пары (на самом деле нет).
— Все люди в тот или иной момент опаздывают. Сами по себе опоздания не страшны. Репутация страдает именно от опозданий без своевременного предупреждения (потому что второй участник какое-то время находится в состоянии неопределённости и сломанных планов — а это очень неприятное и эмоционально ярко-окрашенное состояние). С опытом и возрастом начинаешь более спокойно относиться к таким финтам, при этом стараясь фильтровать свой круг общения в том числе и по этому параметру.
— Я тоже опаздывал, кормил клиентов завтраками, портил себе репутацию. Годам к тридцати это прошло. Это такой же навык (софт скилл), как и умение слушать собеседника, не перебивая, или улыбаться при первой встрече — ему можно научиться.
И ещё один момент, очень субъективный, лично от меня. Человек, который никогда не опаздывает, — с ним будет приятнее работать, приятнее иметь дело. Однако, попробуйте вспомнить, кто в вашем окружении очень пунктуален. Вспомнили? А теперь попробуйте вспомнить того, который постоянно опаздывает. Вот вторых вспоминают обычно гораздо быстрее, чем первых. Потому что любое опоздание вызывает гораздо больше эмоций, чем пунктуальность. А люди хорошо запоминают то, что связано с эмоциями.
Поэтому одно опоздание по своему ущербу будет стоить десятка приходов вовремя.