Как развиваться, если ты и так лучший в своём деле?


Вчера прогуливался с товарищем по набережной Невы, болтали о том, о сём. И внезапно он заявил:

— Сейчас, работая в новой роли, нахожу много полезной информации, которая делает меня лучше как специалиста. И вот почему я не столкнулся с этим лет двадцать назад?

«Новая роль» — это что-то вроде тим-лида. То есть, он теперь работает в том числе и над развитием команды. Я поделился с ним своими мыслями по этому поводу и начал со слов: «Это совершенно неудивительно. И нормально, что раньше ты не искал подобной информации». Вот моя история.

Я рос вместе с рынком. Когда меня взяли проектировщиком в компанию Webmaster.SPB, эта профессия в моём регионе была ещё очень молодой, не старше двух-трёх лет. Я писал технические задания на разработку сайтов и никто меня этому специально не обучал. Начальник отдела занимался своими проектами, я своими. Мне было интересно развиваться, и я постоянно смотрел по сторонам в поисках чего-то нового и полезного. Так, через два года, я притащил в компанию инструмент по проектированию интерфейсов Axure, и мы одними из первых начали делать интерактивные прототипы.

Затем я вышел на фриланс и проработал не меньше пяти лет, выполняя чужие заказы и считая себя ого-го каким крутым специалистом. Пока в один прекрасный день ко мне не обратился за проектированием Кирилл Якобенко, будущий создатель сервиса Ютека. На сегодня это один из крупнейших агрегаторов лекарств. И да, я проектировал его первую версию.

Всё шло как обычно до того момента, пока Кирилл не начал давать мне обратную связь по работе и вносить свои корректировки. Я немного прифигел. Он значительно моложе меня и в целом не из айтишки, но… Вся обратная связь была по делу. Критика была объективной. Корректировки действительно делали результат моей работы лучше. Напомню, это через пять лет и, наверное, уже сотню клиентов на фрилансе.

Дело в том, что вероятность появления в моей жизни человека, который будет хотя бы немного более компетентным в вопросах проектирования, чем я, очень мала. И Кирилл оказался таким человеком по ряду вопросов.

Это меня осадило. Я перестал считать себя профессионалом и продолжил учиться с удвоенной силой. А ещё проявлять неуверенность в работе с последующими клиентами. И всё это привело к реальному и значительному росту моих компетенций. (Кстати, рассказываю сейчас эту историю и понимаю: а ведь какой крутой кейс! Я и забыл, что когда-то Ютеку проектировал и иногда спрашиваю, как дела, у одного из её учредителей).

А вот моему товарищу не повезло встретить своего Кирилла Якобенко за всю карьеру. Он отличный программист и в целом очень умный человек, который рос и развивался вместе с рынком. Кто его покритикует? Никто.

Но есть ещё один способ стать лучше. Преподавать. С этим он и столкнулся. Объясняя команде, как работать с теми или иными вещами, обязательно лезешь разбираться с источниками, чтобы объяснение носило фундаментальный характер. А, объяснив, понимаешь, что и сам не всегда придерживаешься тех или иных вещей и что есть чему подучиться. Начинаешь копать глубже — и баатюшки! Оказывается, неплохо бы подкорректировать и собственные подходы к работе.

Я вот каждый раз, рассказывая кому-то, как правильно делать, вижу, что сам зачастую пренебрегаю собственными советами. Потому что одно дело знать, а другое — делать. Но чем больше преподаю — тем больше советов внедряю в свою практику, чтобы слова не расходились с делом даже в мелочах.

Так что и по сей день придерживаюсь правила: хочешь стать в чём-то ещё лучше — попробуй обучить других тому, в чём ты уже хорош.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *