Не задаю ему вопросов.
Плохой пример:
— Пойдём погуляем?
— Не, не хочу.
— А чего так? Может, сходим всё-таки?
Здесь я решил пойти взять его на прогулку, но зачем-то спрашиваю его мнения. А если я задаю вопрос, то должен уважать ответ. Иначе зачем спрашивал? И переспрашивания и попытки уговорить после этого только делают ситуацию хуже.
И не приказываю.
Плохой пример:
— Пойдём гулять!
В этот момент сын, если не хотел на прогулку, вполне может воскликнуть «Нееет!» и побежать прятаться. И после этого мне нужно будет давить авторитетом и вынуждать его выбираться из дома.
Я «надеваю на себя костюм» спокойной уверенности и рассказываю сыну план (в конце которого должно быть что-нибудь приятное), а затем задаю вовлекающие вопросы, ответы на которые не влияют на сам план.
Хороший пример:
— Мы через пятнадцать минут пойдём погуляем на площадку. Часик подышим свежим воздухом, а затем вернёмся домой и поиграем в машинки. Какую куртку наденешь: жёлтую или синюю?
— Жёлтую!
— Что возьмёшь с собой: фонарик или лопатку?
— Лопатку!
— Хорошо.
Когда я всё это ему озвучиваю, обязательно нахожусь с ним на одном уровне и смотрю в глаза. Вторжение в личное пространство ребёнка — один из верных способов удержать его внимание.
Примеры притянуты за уши, на прогулку сын чаще выходит с женой, а не со мной. Но суть хорошо передают.
И да, со многими взрослыми это тоже работает 🙂