С тех пор, как я написал главу, в которой честно признался, что не веду базу клиентов и являюсь сапожником без сапог, я всё-таки эту базу завёл.
И теперь для каждого моего коммерческого рода деятельности создаю таблички в экселе с датами, контактами, деталями и статусами взаимоотношений.
Сейчас у меня есть таблички для клиентов на проектирование интерфейсов, рекламы в каналах, создание лендингов и консультации. Во всех этих табличках есть столбец «Статус». С его помощью я отслеживаю, есть ли у клиента понимание следующего шага в наших взаимоотношениях, или нет.
Самый распространённый статус: «Озвучил условия, задал вопрос», с него начинаются почти все истории. Вторая часть этого статуса показывает, что от клиента ожидается какой-то ответ в переписке. Что он не оставлен наедине с собой, а двигается по какому-то сценарию вперёд.
Иногда я пробегаюсь по табличке, смотрю на даты статусов и уточняю, как дела у тех клиентов, которые ничего не ответили. Если и после этого в ответ тишина — я делаю пометку «пропал» и расслабляюсь. Иногда мы с клиентом договариваемся о вынужденной паузе, и тогда к статусу я добавляю приписку: «Пингануть такого-то числа». Это от слова ping. С помощью этой сетевой команды администраторы проверяют, работает ли тот или иной сервер и, если работает, с какой скоростью от него приходит ответ.
Кстати, если я, наоборот, не хотел бы общаться с тем или иным потенциальным клиентом, я специально не задаю никаких вопросов (и так и пишу в статусе: «Вопроса не задал»). Просто снабжаю его необходимой информацией и «ожидаю», что он сам будет добиваться своего. Разумеется, такое поведение приводит к тому, что человек «отваливается» так ничего и не написав. И именно такой модели придерживается преобладающее большинство фрилансеров, с которыми я взаимодействовал. Действуют с позиции: «Ему это нужно — пускай сам повертится».