А опытных специалистов можно отличить по тщательности подготовки к работе.
Я в начале карьеры сделал несколько проектов без договоров и нарвался на то, что мы с клиентами совершенно по-разному представляли результат. Из-за этого мне пришлось потратить больше времени, чем я планировал. С тех пор я не работал без договоров.
Бывало, брался за проекты, не составив подробных функциональных требований. Прикидывал на глазок объём работы. И попадал в ситуации, когда сильно ошибался в расчётах и снова тратил больше времени, чем планировал. С тех пор я не приступал к работе без чёткого понимания состава, этапов и сроков.
Я перестал отмахиваться от мелочей. Знаете, вроде: «Ну, с этим примерно понятно, дальше разберусь уже в процессе работы». Или: «Ничего страшного, что я не предупредил клиента о том, сколько часов потребуется на переговоры. Он же точно заинтересован в этом больше, чем я сам!». Или: «Завтра гляну, открываются ли файлы с описанием системы от клиента. И доступы к личному кабинету тоже чуть позже проверю». Потому что эти мелочи больно били меня по носу, когда уже было поздно отказываться от своих обязательств.
В общем, новички скорее рвутся в бой и боятся показаться некомпетентными. Сам таким был.
А опытные специалисты задают больше вопросов, чем может придумать любой новичок, и не стесняются этого. Каждый вопрос — отражение какого-нибудь косяка из прошлого.
С опытом новыми красками играют старые пословицы да поговорки:
«Не зная броду, не суйся в воду»;
«Поспешишь — людей насмешишь»;
«Семь раз отмерь — один раз отрежь»;
«Тише едешь — дальше будешь».