От профи к новичкам: почему погружение в контекст столь важно в проектировании


Решить задачу мне обычно проще, чем погрузиться в её контекст

И при этом без погружения её в принципе не решить. Можно три недели разбираться как что устроено в компании, а затем за неделю спроектировать необходимые интерфейсы. А можно три недели проектировать интерфейсы, а затем выяснить, что они не работают, потому что ты не сумел въехать в контекст.

Скорость и глубина погружения зависят от обеих сторон. Иногда попадаются клиенты, которые двух слов связать не могут и при этом общаются со мной так, словно я уже всё знаю. А иногда, наоборот, мне всё детально и на пальцах рассказывают и показывают, а я туплю, потому что предметная область слишком далека от того, с чем я сталкивался ранее.

В любом случае обычно всем приходится расстараться, чтобы оказаться на одной волне и говорить на одном языке.

Заметил, что новички обычно спешат браться за прикладную работу, скандируя лозунг: «По ходу разберёмся!». Профессионалы же разбираются на берегу, на собственном опыте зная, в какие деньги и сроки могут вылиться неверно оценённые работы.

Есть ещё подход с почасовой или ежемесячной оценкой, который позволяет сразу ринуться в бой и действительно разобраться по ходу (правда тогда по тому же ходу придётся часто переделывать собственные решения), но на такое предложение обычно соглашаются те клиенты, которым не особо важно видеть границы проекта (а значит и его стоимость), и которые в теории могут залить его деньгами.

Этап погружения — такая же неотъемлемая часть проектирования, как и само проектирование. И требует своих навыков (как хард, так и софт), приёмов и артефактов.

Погружение в некоторые проекты занимает несколько месяцев (спросите об этом программиста, который пытается разобраться в чужом легаси-коде). В некоторые — пару-тройку часов. В любом случае специалист, умеющий погружаться, автоматически будет оцениваться выше. И не важно — потратил он пятнадцать минут перед первыми переговорами, чтобы поискать информацию о собеседнике в интернете, или же несколько месяцев разбирался в бизнес-процессах компании — в глазах клиента он обычно будет умнее и ценнее тех, кто импровизирует и рассуждает, основываясь на своём субъективном экспертном опыте, а не на объективном контексте.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *