Проектирование в ИТ: Мифы и Реальность через Призму Опыта


Как же я ошибался!

В 2006, когда я начал делать интерактивные прототипы сайтов в Axure, чувствовал себя впереди планеты всей. В те годы проектирование в основном заключалось в том, чтобы с боем вытянуть из клиента ТЗ (хотя клиенты вообще не понимали, как их надо писать, и страдали от этого) или заставить заполнить бриф, а затем сразу рисовать дизайн (причём сначала важно было нарисовать и показать главную страницу, а затем уже всё остальное).

Я же не просил клиентов ничего заполнять, собирал у них все данные с помощью незамысловатых разговоров и превращал эти данные в кликабельные прототипы. В отличие от текстов, которые каждый читатель может понять по-своему, прототипы давали однозначное представление о том, что конкретно будет разработано в итоге. Ходи себе по разделам под разными ролями — и сразу смотри, как именно это будет работать.

Делались прототипы быстро, не боялись правок, стоили недорого на фоне цены всего проекта. И позволяли не упираться в горы правок на этапе разработки. Внести правки в прототип на этапе согласования — пять минут. Внести правки в свёрстанный проект — дни и недели рабочего времени гораздо более дорогих специалистов, нежели проектировщики.

Тогда я понял, что за проектированием — будущее. Так же, как нельзя построить дом без документации, нельзя будет и создать информационную систему без интерактивного прототипа. Люди поймут, как много экономят ресурсов с их помощью, и в итоге просто не останется проектов, пренебрегающих этим этапом.

Шли годы, я варился в окружении других проектировщиков, преподавал, ко мне обращались сотни клиентов за этой услугой. И спустя почти 20 лет я чувствовал, что проектирование — это теперь обязательная часть любой информационной системы. Axure сменилась на Фигму, вскоре в последней появилась возможность создания прототипов. Ото всюду слышны разговоры про майндмэпы, кастомер джорней мэпы, вайфреймы, персонажей, аналитику.

В общем, у меня создалось чёткое впечатление, что проектированием теперь занимаются все.

Как же я ошибался!

Моё специфическое окружение создало для меня эту иллюзию. Но стоит выйти за его пределы, как я вижу дизайны главных страниц в Фигме до того, как спроектированы основные разделы, брифы, заполненные клиентами, и тотальное отсутствие проектной документации.

Буквально полгода назад я был уверен, что на рынок проектирования лучше больше не соваться, что мой поезд ушёл, что Проекторат уже не выдержит конкурентной борьбы, если я попробую восстановить его деятельность до того же уровня, что и десять лет назад.

Сегодня я с изумлением осознаю, что эта ниша всё так же свободна. Проектированием занимаются внутри продуктов, не нуждающихся в деньгах, а также некоторые сильные специалисты на фрилансе. Набор агентств, специализирующихся на проектировании, похоже, за 15 лет особо не изменился.

Если я иногда встречаю интерактивные прототипы, то они сделаны всё в той же Axure. Функции прототипирования Фигмы используют чаще для анимации или для демонстрации нескольких переходов в рамках линейных сценариев.

Возможно, я ошибаюсь. Меня ведь читают в том числе и сильные UX/UI дизайнеры. Что думаете? Что скажете? Проектирование информационных систем процветает и рынок переполнен специалистами, или же я могу смело сдувать пыль с Проектората и приступать к работе? Если можете показать прототипы и сопроводительную документацию — буду ждать вас в комментариях с распростёртыми объятиями.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *