Нужно было зайти в магазин за открыткой с поздравлением на свадьбу. Направился в ближайший знакомый канцелярский магазин, где регулярно покупаю игрушки сыну. Издалека заприметил продавца, который вышел покурить. А он заприметил меня и собрался отложить сигарету и вернуться к рабочему месту.
Я ему предложил сначала докурить и встал рядом. Давно хотел задать ему один вопрос. И задал.
— А вы здесь владелец или простой продавец?
— Я простой продавец.
Ну а что? Что у меня было на уме — то и спросил. Совершенно не подумав. «Простой продавец» докурил и пошёл в магазин, а я на ходу размышлял, что теперь сказать, чтобы хоть как-то исправить ситуацию.
— Я, конечно, ужасно сформулировал вопрос. Разумеется, вы не простой продавец, а очень ценный сотрудник!
Он улыбнулся и полез за конвертами, потому что очевидно на свадьбу лучше подошли бы именно они, а не открытки.
Во время переговоров с потенциальными и действующими клиентами всё то же самое: всегда можно случайно задеть человека и не заметить. А ему с тобой потом ещё на десяти следующих переговорах сидеть.
Лучше не замалчивать ни свои промахи, ни чужие — и пытаться их сгладить в ближайшее удобное время. За свои — извиняться и объясняться. На чужие — обращать внимание собеседников (чаще всего они просто не в курсе, что чем-то нас задели), чтобы это не повторялось.
Так формируются общие приемлемые правила общения между конкретными людьми — и с их помощью можно без происшествий делать проекты, растянутые во времени.