Я завёл несколько табличек в экселе. По проектированию интерфейсов, созданию одностраничных сайтов, консультациям, продажам рекламы и так далее. И добавляю в них все состоявшиеся и несостоявшиеся сделки. Имена, контакты, даты, суть сделок, суммы, комментарии.
Всё началось с главы из Книги нормального фрилансера, в которой я рассказывал о том, что настоятельно рекомендую вести базу клиентов, хотя сам её никогда и не вёл. И вот для того, чтобы убедиться в правильности своей рекомендации, проверил её в деле.
Какие выводы?
Во-первых, это удобно. У меня теперь всегда есть под рукой история всех сделок за почти год в удобном формате.
Во-вторых, я увидел, что ко мне обращается гораздо больше людей, чем кажется. Например, я думал, что в 2023 пришло два клиента на проектирование интерфейсов. А их было семь. Я думал, что сделал пять одностраничных сайтов, а на самом деле десять. И так далее.
В-третьих, я теперь могу открыть такую табличку и быстро решить, кому напомнить о себе и попытаться предложить свои услуги в случае нехватки входящих заказов. Или возродить «подвисшие» сделки, которые я сам не очень активно вёл к продаже, потому что был чем-то занят.
В-четвёртых, таблички растут и растут, и я понимаю, что с каждой новой записью я увеличиваю свой актив под названием «клиентская база», ничего не теряя, не упуская и, видя этот рост, чувствуя уверенность в завтрашнем дне.
Если бы я вёл такие таблички в предыдущие 20 лет, сейчас мог бы получить не меньше десятка входящих заказов на проектирование интерфейсов, просто постучавшись к самым релевантным контактам. А без табличек пришлось бы проделать огромную ретроспективную работу по восстановлению контактов, договорённостей и результатов.
Поэтому совет считаю верным и очень эффективным. Фиксируйте все сделки. Особенно если только начали самостоятельно искать клиентов на фрилансе. Через десять лет скажете себе спасибо. А я говорю спасибо себе в январе 2023 года, когда я, наконец, собрался и последовал собственному совету.