Недавно мне предложили написать гостевой пост в одном канале, но после того, как я согласился и попробовал зафиксировать договорённости, автор так и не вышел на связь. Но тема поста мне понравилась. «Пять главных советов для фрилансера». Разумеется, главный совет может быть только один. Ведь если все пять — главные, то какой из них будет главным?
Я крепко задумался. Ведь советов можно дать много, но лишь некоторые из них действительно приведут к результатам. И в итоге у меня появился такой список. Вверху — главный совет. Каждый следующий основан на предыдущем.
- Ставить стратегические цели и сверять тактические с ними
Если нет стратегической цели с горизонтом планирования хотя бы в год, то работа в течение этого года может оказаться хаотичной и неэффективной. Всегда хочется взяться за интересные задачи и отказаться от неинтересных. Хочется заработать чуть больше прямо сейчас и отказаться от менее дорогого проекта. Хочется попробовать новые направления, когда старые немного поднадоели. Но многие подобные решения могут навредить. Хорошо иметь какую-то большую цель и регулярно сверяться с ней. - Продавать всегда, а не когда прижмёт
Когда у фрилансера десять клиентов в работе и одиннадцатый уже не помещается, можно назвать ему более высокую цену. Затем расстаться с одним из предыдущих десяти и заменить его вот этим более дорогим, одиннадцатым. Раз за разом повторяя эту процедуру, можно оказаться в ситуации, когда стоимость услуг существенно подросла. А чтобы это произошло, необходимо заниматься продажами всегда, а не в тот момент, когда освободилось время на нового клиента. - Вести базу клиентов
И не только клиентов, но и потенциальных клиентов. Все обращения — целевые и нецелевые — добавлять в одну большую табличку. Пройдёт несколько лет — и эта табличка буквально будет гарантировать, что вы не останетесь без работы даже в самые тяжёлые времена. Те, кто отвалились от вас в прошлом, вполне возможно, уже созреют для сделки. Те, кто с вами уже поработал, быть может, захотят поработать снова, если к ним постучаться. Ну, вы поняли идею. - Купить собственную услугу у кого-то ещё
Это нужно для того, чтобы увидеть мир глазами клиента. Приблизиться к пониманию, за что они готовы платить с удовольствием, что их раздражает, что вынуждает обращаться повторно. - Считать доход средними месяцами
Чтобы не слишком радоваться, когда в какой-то месяц приходит большой и дорогой проект. И не слишком расстраиваться, когда в другой месяц сидишь вообще без работы. Эта привычка подарит более объективный взгляд на финансовое состояние дел. А чем меньше самообмана — тем больше шансов достичь целей, поставленных в первом пункте. Так что берём суммарный заработок за последний год, делим его на 12 месяцев — и получаем среднемесячный доход.
Шестой, бонусный, совет: читайте Книгу нормального фрилансера 🙂