С 2006 года я проектирую интерфейсы и называю себя проектировщиком. Обязанности понятные: пообщаться с клиентом на его языке, понять задачу и помочь её сформулировать, создать интерактивный прототип интерфейса, описать его в документации языком, понятным разработчикам, отправить на оценку программистам. Я всегда выступал связующим звеном между клиентами и техническими специалистами, разговаривая на понятных им языках. Плюс я был носителем знаний по проекту, помогая избегать потерь и искажений информации при передаче от участника к участнику. Эдакий проектировщик-менеджер проекта.
Сегодня на рынке труда моя профессия развалилась на составляющие:
Бизнес-аналитик — формулирует запрос клиента на языке бизнеса. Разбирается в бизнес-процессах, описывает их, делает их основой дальнейшего проектирования.
Системный аналитик — формулирует функциональные требования к проекту, проектирует информационную архитектуру (некоторые в состоянии даже проектировать архитектуру базы данных), пишет функциональные спецификации, выступает переводчиком между клиентом и остальными разработчиками. Помогает разработать дизайн-систему.
UX/UI дизайнер — создаёт макеты, иногда интерактивные прототипы, адаптирует их под различные вьюпорты (разные размеры экранов), создаёт UI-кит и дизайн-систему.
Технический писатель — работает над технической документацией в паре с системным аналитиком. Также берёт на себя написание обучающих материалов.
UX-писатель — пишет микротексты: подписи к кнопкам, сообщения в модальных окнах, письма и прочие тексты, разговаривающие с пользователями. Помогает с написанием обучающих материалов как внутренних, так и внешних.
Менеджер проекта — связующее звено между всеми участниками проекта. Следит за сроками и тем, кто чем занимается в каждый момент времени.
В разных проектах и компаниях эти роли часто совмещают в себе отдельные специалисты. Например, системный аналитик может быть менеджером проекта. А UX-писатель и технический писатель может оказаться UX/UI дизайнером, который умеет работать с текстами. В моём случае я по-прежнему совмещаю все эти роли в одной — проектировщик интерфейсов, однако спрос на эту роль в моём окружении сошёл на нет.
Методы работы у всех разные. Руководители и рады бы выстроить идеальные бизнес-процессы с чётким разделением на роли, но всё упирается в людей, которых сложно найти. Ну и опять же можно платить шесть зарплат квалифицированным специалистам, а можно две, если повезёт. А если ты крупная компания, то действует правило наоборот. Чем больше распределения труда и возможности подменить сотрудника — тем безопаснее. А денег на это хватает.
Поэтому я и стал потихоньку отходить от обучения своей профессии. Я могу научить проектировать интерфейсы. Рассказать о полном цикле от сбора требований до создания технической документации, поделиться своим практическим опытом (причём опыт объективно позитивный, мои команды не заваливали сроков и делали то, что просили клиенты, ничего не упуская, что кажется просто диким, если у вас есть опыт разработки). Но эти знания в таком формате сегодня рынку не интересны. На Хедхантере можно найти одну-две вакансии «проектировщик интерфейсов», да и то в скобочках часто будет подписано «UX/UI Designer». А Хедхантер — это вполне себе отражение в том числе и того, что происходит на фрилансе.
Посмотрим, что будет дальше. Тут на подходе пачка профессий, связанных с нейросетями. Вполне возможно, появятся новые названия для того же самого.