О возможной причине повышенной дисциплины


Каждый вечер я читаю сыну что-нибудь перед сном. Ему в целом без разницы, что слушать, он вырубается через 5-7 минут. Поэтому выбор книг — за родителями. Из всего детского нам больше всего зашла серия про муми троллей.

Когда я понял, что сыну всё равно, о чём я читаю, предложил жене почитать цикл рассказов «Дипломированный чародей». Мне он нравился в детстве, решил поностальгировать (ха, это слово начинается на «понос»).

И вот, читаю первую главу, а там… такая нудятина! Пятнадцать минут непрерывной нудятины, построенной на околонаучном разговоре четырёх психоаналитиков. Жена офигела, как мне такое могло нравиться в детстве. И я сам офигел, потому что такое мне нравиться никак не могло.

«Погоди, ко второй главе всё поменяется», — сказал я ей и продолжил читать на следующий день. И на следующий. И действительно, со второй главы началась движуха и приключения.

И тут я задался вопросом: «А как я в своём детстве преодолел первую главу? Меня ведь никто не заставлял читать эту книгу?» То есть я в какой-то момент сел за книгу, приступил к чтению, упёрся в нудный и совершенно непонятный текст (мне даже сейчас трудно осилить его смысл, чего уж говорить про детство), но решил: «Я тебя, гадина, всё равно прочитаю!».

И через 20 минут «страданий» меня ожидала награда в виде прекрасных приключений. И я бы никогда не получил этой награды, если бы немножко не «пострадал». Кажется, я действовал по принципу: «Если усердно поделать что-то, что не очень нравится делать, то в результате может быть что-то приятное». И тут я начал припоминать и другие подобные эпизоды из детства.

— Я научился жонглировать тремя мячиками, потратив десять часов на неудачные попытки. Зато среди моих сверстников никто так не умел, поэтому я постоянно получал позитивные эмоции, демонстрируя свой навык перед ними;
— Не меньше трёх недель разучивал первую часть лунной сонаты на пианино (по три часа в день), попутно разбираясь в нотной грамоте. После этого я в любой момент мог порадовать себя любимой композицией. Среди моих сверстников снова не было обладателей этого навыка, но в данном случае это не играло для меня роли;
— Не меньше четырёх часов потратил на приобретение навыка забрасывать спиннинг с инерционной катушкой (разумеется, это были снасти советского образца), три из которых занимался распутыванием «бороды» (так рыбаки называют спутавшуюся леску). Зато потом радовался каждый раз, забрасывая блесну именно туда, куда мне было нужно.

Таким образом моя дисциплинированность в детстве почти всегда приводила к наградам и результатам. И важно, что этих наград было значительно (в разы) больше, чем разочарований.

Мне кажется, что здесь снова сыграла роль некая случайность. Я, будучи ещё совсем маленьким, сделал несколько раз подряд что-то такое, что принесло мне больше радости от результата, чем страданий от процесса. Что-то, что не разочаровало.

А тем временем какой-то другой советский ребёнок взялся за что-то, не получил результата, и в следующие разы брался уже с меньшей охотой и с меньшей вероятностью доводил дело до конца.

Поэтому сегодня я стараюсь подбирать сыну такие занятия, которые обязательно потребуют от него небольшого количества дисциплины, и при этом, скорее всего, приведут к результату. А со временем буду усложнять задачи и повышать их требовательность к усидчивости. Пока что полёт нормальный.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *