И был в разговоре интересный момент. Дизайнер подготовила несколько сайтов в качестве референсов. Это значит, что на них можно подглядывать и искать какие-то интересные решения.
Сразу скажу: референсы — это хорошо. Зачем изобретать велосипед, если это уже сделал кто-то до нас? Всегда можно случайно заметить что-то полезное и интересное в результатах чужих работ.
Но важно понимать контекст. Возьмём, например, корпоративный сайт для компании, продающей какие-то услуги. Ну, например, строительство беседок под ключ. Смотрим на сайты конкурентов. И их можно будет разделить на две группы по подходу к разработке.
Первые заплатили миллион рублей какой-нибудь студии пять лет назад, получили красивый сайт от небольшой команды в найме, клепающей такие работы на потоке, и он до сих пор работает без изменений.
Вторые за последние пять лет переделали свой сайт уже семь раз. И каждый раз на основе сквозной аналитики и наблюдений за покупателями. Целью каждой переделки было повысить конверсию, удобство и/или полноту информации, запрашиваемой клиентами.
И вот вроде оба сайта выглядят красиво, но я бы, зная этот контекст, с большим интересом рассматривал именно второй сайт. Но ведь на самом деле чаще всего я этого контекста не знаю. И поэтому смотрю на все подобные референсы с осторожностью.
И на самом деле не важно, в студии он был сделан или собственной командой. Важно то, что в момент его релиза только-только начинается настоящая работа. И знания, которые будут получены в её процессе, — они будут ценнее и часто идти вразрез представлениям профессионального сообщества о том, «как надо делать».