История про одного клиента


Как-то раз обращается ко мне новый потенциальный клиент на проектирование. Я, как обычно, предлагаю встретиться (онлайн-созвоны тогда только-только набирали популярность), ставлю встречу в календарь и возвращаюсь к своим делам.

Вечером того же дня у меня состоялся традиционный созвон с другом и коллегой Антоном Григорьевым. Я рассказал, что у меня новый входящий клиент, и в двух словах описал суть задачи. И тут Антон такой: «Стопэ, это же мой клиент!».

Выяснилось, что Антону порекомендовал этого заказчика бывший коллега-разработчик, поэтому отношения были выстроены доверительные. И именно поэтому Антон стал работать без предоплаты. И без договора. И вот он сделал интерактивный прототип, отправил его директору по развитию и ждал, когда будет назначена встреча для демонстрации.

Судя по всему они как-то друг друга не поняли, и клиент тоже чего-то ждал. В итоге ждать ему надоело — и он пошёл искать следующего проектировщика. И пришёл ко мне. Что самое смешное — клиент в этой ситуации не стал писать или звонить Антону. А Антон был занят другими делами и не почувствовал, что пауза затянулась, и тоже не связывался с клиентом. И в итоге узнал о ситуации уже от меня.

Разумеется, после этого Антон встретился с клиентом, провёл демонстрацию, получил оплату и сформировал список комментариев, которые нужно было внести в результат работы, но не за бесплатно. Директор по развитию получил от Антона коммерческое предложение типа «10 000 — и вношу доработки». И отправил Антону встречное предложение: «8 000 — и мы готовы стартовать». Антон вспомнил события последних пары недель — и отказался.

Клиент попал ко мне — и я выполнил его задачу. С договором, стопроцентной предоплатой и стоимостью работ в три раза больше той, что заплатили Антону. Насколько мне известно, проект заглох на этапе разработки.

А всё почему? Потому что уже тогда я следовал важному принципу: в любой момент времени клиент должен знать, что сейчас происходит, какой следующий шаг (и когда он наступит), а также когда всё это закончится. Если клиент не знает, где я и что я делаю — значит я делаю что-то неправильно. Если я сам не знаю, о чём сейчас размышляет клиент, — значит я что-то делаю не так. Ну а про договор и предоплату и говорить не стоит — это обязательные штуки при работе на фрилансе.

Кстати, Антон тоже писал об этом случае в своей статье «Фейлы в работе с клиентами». Отличный материал и я уже, кажется, не в первый раз даю на него ссылку в этом канале.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *