— А консультация платная или бесплатная?
Этот вопрос задал мне друг. И это не он обращался ко мне за консультацией, а я к нему.
Мы гуляли по заснеженному апрельскому району Петербурга и я поделился, что как раз проектирую Телеграм-бота для клиента. Во время рассказа я узнал, что друг, оказывается, имеет опыт создания ботов и это подарило мне надежду на то, что не придётся тратить много сил на поиски исполнителя.
— Круто, я и не знал, что ты умеешь делать ботов в Телеграме. Я бы обратился к тебе за консультацией.
— А консультация платная или бесплатная?
И так как этот вопрос задал прям настоящий друг, а не какой-то знакомый, у меня напрочь отключилось критическое мышление. И я всерьёз стал размышлять над тем, платная это консультация или нет. Готов ли я заплатить денег или хочу получить её на халяву? И ответ мой был удивительным и беспомощным:
— Это будет зависеть от обстоятельств.
Хотя за последние десять лет я отвечал на такой вопрос однозначно: это не мне решать. Расскажи, что предлагаешь, озвучь свою цену — буквально сделай какое-то коммерческое предложение — и я скажу, согласен на него или нет. И если не согласен — то там уже можно и поторговаться. В конце концов — это ты специалист, а не я. И не мне за тебя решать, работаешь ты за деньги или просто так.
Я считаю, что друзьям нужно платить за услуги больше, чем незнакомым людям, потому что в противном случае это не дружеские отношения, а что-то иное (у меня даже ролик про это есть) и, кстати, его снимает тот самый друг, о котором я сейчас пишу).
К чему я это все? Не надо спрашивать у своих потенциальных клиентов, готовы ли они заплатить за работу. И тем более сколько. Лучше, если предложение будет исходить от специалиста, который знает, что делает и за какую сумму, чем от человека, который пытается понять, сможет ли он заработать и сколько.
В 2017 году я выкладывал неплохую заметку на эту тему. Там про вопросы, которые не стоит задавать потенциальным клиентам. До сих пор актуально.