Для чего нужно проектирование интерфейсов?


Для того, чтобы ответить на вопросы: сколько будет стоить разработка и сколько она займёт по времени. Ведь клиенту нужен в итоге не интерактивный прототип, а готовый проект. Но как разработчики назовут сроки и цены, если не будут чётко понимать, что именно им нужно разрабатывать?

Обычно никак. Хотя и возможны некоторые исключения. Например: разработчики уже сделали несколько очень похожих проектов в прошлом и хорошо представляют, во что выльется разработка ещё одного такого же. Или разработчики заложат такую наценку на работы, что останутся в выигрыше даже если всё пойдёт наперекосяк.

Но даже в этом случае нет гарантии, что клиента правильно поняли с первого раза. И получается, что основная задача этапа проектирования: вытащить задумку автора проекта из его головы и перенести её «на бумагу». Превратить в интерактивные прототипы, функциональные спецификации и дизайн-макеты. В такой вид, который будет однозначно одинаково восприниматься разными участниками проекта.

Разумеется, если автор идеи сам не является крутым специалистом по интерфейсам, то во время переноса проектировщик дополнит её и подкорректирует в соответствии со своим опытом.

После этого возможно будет передать эти артефакты разработчикам, а они, в свою очередь, смогут сделать более-менее точную оценку сроков и цен на разработку будущего проекта.

И вот мы и возвращаемся к тому, с чего начали. Спроектировали интерфейс для того, чтобы ответить на вопрос, сколько будет стоить его разработка и как долго займёт по времени.

Может ли заказчик отказаться от этого этапа? Примерно объяснить разработчикам, что ему нужно — и сразу отправить разработчиков «в бой»? Может. И часто именно так и происходит. Проектирования как такового не производится. Дизайнер рисует макеты с различными допущениями и расчётом на то, что разработчики достаточно взрослые и самостоятельные для того, чтобы принимать правильные решения, основываясь на том, что есть. А разработчики и правда многие вещи делают по-своему, ни с кем не советуясь (потому что и советоваться-то не с кем: клиент не поймёт и половины вопросов, не то что даст на них ответы).

Более того, такие проекты вполне себе доводятся до какого-то рабочего состояния. И некоторые из них даже становятся прибыльными. Вот только стоимость разработки без проектирования может быть в разы выше стоимости с проектированием. Проектирование практически происходит «на лету», прямо во время разработки. И там, где проектировщик в прототипе внесёт изменение за пятнадцать минут, а затем за десять минут задокументирует его в функциональной спецификации, разработчик может потратить неделю рабочего времени.

И поэтому я считаю, что у этапа проектирования есть гораздо более крутой выхлоп, чем просто «сделать оценку сроков и стоимости». Он заключается в удешевлении и ускорении разработки.

Лучше заплатить 100к за неделю работы проектировщика, а затем 400к за месяц работы разработчика, чем 800к за два месяца работы разработчика без проектирования, а потом ещё 400к за внесение правок в неожиданный результат, который не совсем понравился клиенту. Полтора месяца и 500к против трёх месяцев и 1200к. Хотел сказать, что пример притянут за уши, но нет, на моей практике реально возникали похожие ситуации.

А юзабилити, UX, UI, вот это всё — оно, конечно, важно. И об эффективности этих вещей клиент узнает только после того, как запустит проект. И, работая над ними, важно помнить об истинной ценности и целях этапа. И не относиться к результату работы, как к чему-то завершённому и незыблемому. И лучше иногда потратить лишние полчаса для того, чтобы навести не красоту, а порядок в макетах. Чтобы позже было легко в них разобраться и внести очередную пачку правок, основанных на обратной связи от реальных пользователей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *