Целевая аудитория — это объединённые некими признаками люди. Например, в книге я рассказываю о том, как в начале фриланса решил, что мои потенциальные клиенты — это те, у кого уже сроки горят, проект так и не выполнен и надо что-то делать с этим «пожаром». Так как я проектировал интерфейсы очень быстро, то посчитал, что именно с этими людьми мне и нужно работать. Как же я ошибался! К сожалению, мне удалось привлечь их и выполнить несколько подобных проектов, прежде чем я задался вопросом «зачем?».
Когда я начал рекламировать канал нормального фрилансера, то решил, что моя целевая аудитория сидит во фрилансерских каналах. А что, у меня про фриланс — и там про фриланс! И я размещался во всяких «Фрилансим», «ФриланСЭР», «Удалёночка» и так далее. Логично? На самом деле нет. Но это мне сейчас понятно, а тогда я платил по 100-150 рублей за подписчика и думал, что это нормальная цена и что я всё делаю правильно.
Сейчас же я понимаю, что мой канал — образовательный. Вы посмотрите, сколько вам текста приходится осиливать каждый раз! На это нужны силы, время и желание. А читатели тех каналов — это люди «в мыле», которые надеются найти решение своих проблем в мире фриланса и ищут хоть какие-то заказы. У них нет времени и сил на самообразование. Подписчики оттуда — это редкие и замечательные исключения.
То же касается и всех каналов по поиску работы («Вакансер», «Вакансии», «Работа в таком-то регионе»). Я рассуждал, что там может сидеть моя целевая аудитория, которой будет интересно почитать, как конкретный человек решил свои проблемы с работой и что у него в итоге получилось. Но нет. Там люди, которые прям срочно ищут работу. Им не до образования. Там у меня подписчики выходили вообще дороже 300 рублей.
Ещё смешнее было, когда я тестировал размещение рекламы в каналах про книги и чтение. У меня ведь про книгу — и там про книги. Там наверняка люди читающие! Но нет. Я вот тоже читающий человек, но не подписан ни на один канал про книги. Почему? Потому что я и сам знаю, что мне почитать. Зачем тогда туда подписываются другие? Я не уверен на 100%, но предполагаю, что для того, чтобы примкнуть к тусовке читающих людей. Продемонстрировать, что ты тоже ого-го! Читаешь! А к фрилансу или образованию (или даже к реальному чтению) эти люди могут не иметь никакого отношения. Подписчики из таких каналов обходились мне дороже 400 рублей, хотя тематика эта сама по себе не дорогая.
И получается, что, не зная своей целевой аудитории, я тратил много ресурсов с очень низкой эффективностью. Если бы мои сегодняшние знания можно было отправить себе в прошлое, в начало этого года, то сейчас в канале было бы в два-три раза больше читателей за те же деньги и усилия. Но я не унываю. Ведь если бы я не проделал этот путь, то не знал бы того, что знаю сейчас.
Мои читатели — это не люди «в мыле», которым нужна срочная помощь по фрилансу или в поисках работы. Большинство из вас работают и чувствуют себя достаточно спокойно для того, чтобы думать о будущем в разрезе нескольких лет, строить стратегические планы. Подглядывать за деятельностью другого специалиста — это один из способов учиться. А я как раз такой специалист, со своим ворохом успехов и ошибок. И этому «специалисту» понадобилось больше полугода работы для того, чтобы понять, кто моя целевая аудитория и по каким признакам её можно найти.